Современный канат (трос)
представляет собой сложный и ответственный вид изделий и является основным
грузонесущим элементом многих грузоподъемных, дорожно-строительных,
транспортных и землеройных машин и механизмов. Самое широкое распространение
эти приспособления получили в различных отраслях горнорудной,
нефтегазоперерабатывающей, строительной промышленности, морском и речном
транспорте и т.д.
По своей конструкции
стальной канат (трос) представляет собой металлическое изделие (так
называемый метиз), скрученное в пряди из стальной непокрытой (светлой) или
покрытой цинком проволоки круглого или фасонного сечения с пределом прочности
на растяжение 900-3500 Н/мм2; при этом пряди, в свою
очередь, свиты вокруг сердечника. Проволока обычно получается волочением
катанки из низкоуглеродистых, углеродистых или нержавеющих сталей. От толщины и
количества проволочек в канате, от марки материала и количества сердечников, от
направления, количества и плотности свивок в канате
зависят его конструкция и прочность. Правильный набор типа, конструкции и
свойств составляющих элементов каната, исходя из его назначения и конкретных
условий эксплуатации, во многом определяет не только долговечность этого
изделия, но и нормальную работу грузоподъемных машин и механизмов.
Канат состоит из:
1)
стальной проволоки без покрытия или с
цинковым покрытием (по ГОСТ 7372-79);
2)
сердечника;
3)
антикоррозийной канатной смазки;
4)
противогнилостной пропитки (для
органических сердечников).
По конструкции канаты различаются:
1. одинарной свивки
(спиральные), состоящие из одного, двух или трех слоев проволоки, свитых в
концентрические спирали. Канаты
одинарной свивки, скрученные только из круглой
проволоки, называют обыкновенными спиральными канатами;
2. двойной свивки, состоящие из
шести и более прядей, свитых в один концентрический слой. Эти канаты могут быть
однослойными или многослойными. Широкое распространение получили однослойные шестипрядные канаты двойной свивки.
Свойства любого каната
отражаются в его маркировке. Так, например, канат диаметром
Канат 15,0-ГЛ-ВК-Ж--Л-Н-Р-Т-1860(190)
ГОСТ (ТУ).
Основные маркировочные обозначения:
1) материал сердечника:
• с органическим сердечником (ОС). В большинстве конструкций
канатов для обеспечения требуемой гибкости и упругости в качестве сердечника в центре
каната, а иногда и в центре прядей, используют пропитанные смазкой органические
сердечники из пеньки, манилы, сизаля или
хлопчатобумажной пряжи. Допускается также применение сердечников из асбестового
шнура и искусственных материалов(полиэтилена, капрона,
нейлона и др.);
• с металлическим сердечником (МС). Металлический сердечник
целесообразно применять в тех случаях, когда требуется повысить структурную
прочность каната при многослойной навивке его на барабан, уменьшить
конструктивные удлинения каната при растяжении, а также при эксплуатации каната
в условиях повышенной температуры;
2) направление свивки:
• правой свивки;
• левой свивки (Л).
3) по сочетанию направлений свивки
канаты двойной свивки могут быть изготовлены:
• с одинаковым направлением свивки
проволок в прядях и прядей в канат. Такие канаты называют канатами
односторонней свивки (О): они меньше изнашиваются и
более гибки, однако легко раскручиваются, особенно под нагрузкой;
• с направлением свивки
проволок в прядях, противоположным направлению свивки
прядей в канат. Такие канаты называют канатами крестовой свивки,
способность раскручиваться у них значительно меньше, чем у первого типа
канатов;
• с одновременным использованием в канате прядей
правого и левого направления свивки. Такие канаты
называют канатами комбинированной свивки.
4) способ свивки каната:
• раскручивающиеся, у которых проволоки не
освобождены от внутренних напряжений, возникающих в процессе свивки проволок в пряди и прядей в канат.
• нераскручивающиеся (Н), у которых при свивке проволок в прядь и прядей в канат внутренние
напряжения снимаются рихтовкой и предварительной деформацией таким образом, что
после снятия перевязок с конца каната пряди и проволоки сохраняют заданное
положение.
5) степень уравновешенности каната:
• рихтованные (Р);
• нерихтованные.
6) механические свойства канатов подразделяются на:
• марки высокого качества (ВК);
• марки обыкновенного качества (В);
• марки 1-1.
7) вид покрытия поверхности:
• без покрытия;
• с цинковым покрытием:
8) для особо жестких агрессивных условий работы (ОЖ),
9) для жестких агрессивных условий работ (Ж),
10) для
средних агрессивных условий работы (С);
• с покрытием каната диаметром 3,1-
11) назначение
канатов:
• грузолюдские (марки В и ВК),
служащие для подъем и транспортирования людей и грузов (ГЛ);
• грузовые для транспортировки грузов (Г);
12) точность
изготовления:
• нормальной точности;
• повышенной точности (Т).