Современный канат (трос) представляет собой сложный и ответственный вид изделий и является основным грузонесущим элементом многих грузоподъемных, дорожно-строительных, транспортных и землеройных машин и механизмов. Самое широкое распространение эти приспособления получили в различных отраслях горнорудной, нефтегазоперерабатывающей, строительной промышленности, морском и речном транспорте и т.д.

По своей конструкции стальной канат (трос)  представляет собой металлическое изделие (так называемый метиз), скрученное в пряди из стальной непокрытой (светлой) или покрытой цинком проволоки круглого или фасонного сечения с пределом прочности на растяжение 900-3500 Н/мм2; при этом пряди, в свою очередь, свиты вокруг сердечника. Проволока обычно получается волочением катанки из низкоуглеродистых, углеродистых или нержавеющих сталей. От толщины и количества проволочек в канате, от марки материала и количества сердечников, от направления, количества и плотности свивок в канате зависят его конструкция и прочность. Правильный набор типа, конструкции и свойств составляющих элементов каната, исходя из его назначения и конкретных условий эксплуатации, во многом определяет не только долговечность этого изделия, но и нормальную работу грузоподъемных машин и механизмов.

Канат состоит из:

1)      стальной проволоки без покрытия или с цинковым покрытием (по ГОСТ 7372-79);

2)      сердечника;

3)      антикоррозийной канатной смазки;

4)      противогнилостной пропитки (для органических сердечников).

По конструкции канаты различаются:

1.      одинарной свивки (спиральные), состоящие из одного, двух или трех слоев проволоки, свитых в концентрические спирали. Канаты одинарной свивки, скрученные только из круглой проволоки, называют обыкновенными спиральными канатами;

2.      двойной свивки, состоящие из шести и более прядей, свитых в один концентрический слой. Эти канаты могут быть однослойными или многослойными. Широкое распространение получили однослойные шестипрядные канаты двойной свивки.

Свойства любого каната отражаются в его маркировке. Так, например, канат диаметром 15,0 мм грузолюдского назначения марки ВК, оцинкованный по группе Ж, левой крестовой свивки, нераскручивающийся, рихтованый, повышенной точности изготовления, маркировочной группы 190 кгс/мм2 имеет следующее условное обозначение:

Канат 15,0-ГЛ-ВК-Ж--Л-Н-Р-Т-1860(190) ГОСТ (ТУ).

Основные маркировочные обозначения:

1)      материал сердечника:

• с органическим сердечником (ОС). В большинстве конструкций канатов для обеспечения требуемой гибкости и упругости в качестве сердечника в центре каната, а иногда и в центре прядей, используют пропитанные смазкой органические сердечники из пеньки, манилы, сизаля или хлопчатобумажной пряжи. Допускается также применение сердечников из асбестового шнура и искусственных материалов(полиэтилена, капрона, нейлона и др.);

• с металлическим сердечником (МС). Металлический сердечник целесообразно применять в тех случаях, когда требуется повысить структурную прочность каната при многослойной навивке его на барабан, уменьшить конструктивные удлинения каната при растяжении, а также при эксплуатации каната в условиях повышенной температуры;

2)      направление свивки:

• правой свивки;

• левой свивки (Л).

3)      по сочетанию направлений свивки канаты двойной свивки могут быть изготовлены:

• с одинаковым направлением свивки проволок в прядях и прядей в канат. Такие канаты называют канатами односторонней свивки (О): они меньше изнашиваются и более гибки, однако легко раскручиваются, особенно под нагрузкой;

• с направлением свивки проволок в прядях, противоположным направлению свивки прядей в канат. Такие канаты называют канатами крестовой свивки, способность раскручиваться у них значительно меньше, чем у первого типа канатов;

• с одновременным использованием в канате прядей правого и левого направления свивки. Такие канаты называют канатами комбинированной свивки.

4)      способ свивки каната:

• раскручивающиеся, у которых проволоки не освобождены от внутренних напряжений, возникающих в процессе свивки проволок в пряди и прядей в канат.

• нераскручивающиеся (Н), у которых при свивке проволок в прядь и прядей в канат внутренние напряжения снимаются рихтовкой и предварительной деформацией таким образом, что после снятия перевязок с конца каната пряди и проволоки сохраняют заданное положение.

5)      степень уравновешенности каната:

• рихтованные (Р);

нерихтованные.

6)      механические свойства канатов подразделяются на:

• марки высокого качества (ВК);

• марки обыкновенного качества (В);

• марки 1-1.

7)      вид покрытия поверхности:

• без покрытия;

• с цинковым покрытием:

8)      для особо жестких агрессивных условий работы (ОЖ),

9)      для жестких агрессивных условий работ (Ж),

10)  для средних агрессивных условий работы (С);

• с покрытием каната диаметром 3,1-5,0 мм полиэтиленом низкого давления.

11)  назначение канатов:

грузолюдские (марки В и ВК), служащие для подъем и транспортирования людей и грузов (ГЛ);

• грузовые для транспортировки грузов (Г);

12)  точность изготовления:

• нормальной точности;

• повышенной точности (Т).

 

Hosted by uCoz